Автомобиль
Первым автомобилем в мире с передним расположением
двигателя был "Панар-Левассор", изготовленный в 1891
г. машина имела зажигание от трубки накаливания,
V-образное расположение цилиндров двигателя,
деревянную раму и управление поворотным рычагом.
Число цилиндров - 2. Рабочий объем двигателя - 1206
см3. Мощность - 4 л.с. Длина - 2,32 м. Скорость - 25
км/ч.
Конструкция автомобиля состоит из двигателя,
трансмиссии, ходовой части, механизмов управления,
электрооборудования, кузова для перевозки пассажиров
или грузов и кабины (у грузовых автомобилей).
Мечта постройки самодвижущегося экипажа, который мог
бы перевозить пассажиров и грузы, давно витала в
умах человечества. Вначале первыми такими попытками
было использование силы ветра, позже в средние века
- мускульной силой сидящих в них людей.
В 1490 г. Леонардо да Винчи сконструировал повозку с
ручным управлением. Довольно совершенную для своего
времени машину (1752) создал русский
механик-самоучка крестьянин Леонтий Шамшуренков. Его
"самобеглая коляска" приводилась в движение силой
двух человек. В 1784-1791 гг. над самобеглой "самокатки"
работал русский изобретатель И. П. Кулибин. В его
"самокате" были впервые применены такие элементы
автомобиля, как коробка передач, рулевой механизм,
тормоза, роликовые подшипники.
В XVIII- XIX столетиях в качестве движущей силы для
экипажей начали использовать силу пара. Самым первым
паровым автомобилем считается модель, созданная
бельгийским священником-иезуитом Фердинандом
Фебристом (ум. в 1687 г.). Модель автомобиля имела
длину около 60 см, приводилась в движение с помощью
пара, была описана в журнале "Астрономия Европы".
Французским изобретателем Николо - Жозефом Кюньо
(1715-1804) в 1769 г. был изготовлена "паровая
телега". Она могла двигаться со скоростью 3,6 км/ч.
Емкость перового котла и запасы воды хватало на
12-15 мин. движения. За это изобретение он получил
награду - 20 тыс. франков. Второе транспортное
средство ("большая телега") Кюньо изготовил в 1770
г. и оно находится в Музее произведений искусства и
предметов быта в Париже. В 1789 г. в США О. Эванc
построил паровую самоходную повозку "Орактур
Амфибилоc". Первый паровой экипаж появился на улицах
Лондона в 1802 г. Он мог перевозить 10 пассажиров. В
1815 г. изобретатель Йозеф Божек (Австро-Венгрия)
построил 4-х колесный паровой самоход, который он
продемонстрировал в Праге. Паровой омнибус Ульяма
Черга в 1832 г. регулярно курсировал на линии
Лондон-Бирмингем и вмещал 50 человек. Скорость
паровика составляла 16 км/ч. В 1854 г. в Италии в
арсенале г. Турина военный инженер Вергилий Бордино
построил 3 паровых дилижанса. В 1860 г. Амоc
Черепанов (племянник Ефима Черепанова - одного из
создателей русского паровоза) сконструировал
cамоход-тягач, получивший название "паровой слон", и
работала в течение нескольких лет на Урале, в районе
Нижнего Тагила.
Следующим источником движения экипажей стала
электроэнергия. В 1837 г. первый электрический
экипаж построил англичанин Роберт Дэвидсон. На этом
экипаже источником тока служили гальванические
элементы с электродами из железа и цинка,
погруженные в сернистую кислоту. Еще 2 года раньше
электромобиль, который двигался по рельсовому пути
со скоростью 3 км/ч за счет энергии от батарей
гальванических элементов, установленных на машине,
построил американец Томас Денвенпорт. Первый
электромобиль в России был построен изобретателем
И.В. Романовым в 1899 г. Он был рассчитан на
перевозку 2-х пассажиров и мог проходить без замены
батарей до 65 км, развивая скорость 35 версты в час.
И все же будущее автомобиля оказалось связанным с
двигателем внутреннего сгорания. Широкое применение
автомобиля как транспортного средства начинается с
появлением быстроходного двигателя внутреннего
сгорания. Французский изобретатель Э. Ленуар в 1862
г. сделал попытку установки на автомобиль газового
двигателя, которая правда успеха не имела.
1885-1886 гг. принято считать годом создания
автомобиля, а его изобретателями - немецких
инженеров К. Бенца и Г. Даймлера. Первый автомобиль
с бензиновым двигателем, названный "Моторваген", был
изготовлен немецким инженером Карлом-Фредериком
Бенцем из Карсруэ в Мангейме в конце 1885 г. Этот
автомобиль имел 3 колеса, весил 230 кг и мог развить
скорость до 16 км/ч. На автомобиле был установлен
одноцилиндровый двигатель мощностью 0,85 л.с. при
400 об/мин. 29 января 1886 г. Бенц получил в
Германии патент ДРП N 37435 на "экипаж с приводом от
газового двигателя", а 25 марта аналогичный патент
во Франции. Немецкий инженер Готлиб Даймлер оснастил
конный экипаж двигателем внутреннего сгорания. Эти
два конструктора и считаются официально признанными
первыми изобретателями автомобиля с двигателем
внутреннего сгорания.
Официально признанный первый российский автомобиль с
двигателем внутреннего сгорания был построен в мае
1896 г. Евгением Александровичем Яковлевым и Петром
Александровичем Фрезе. В июле того же года этот
автомобиль демонстрировался на Всероссийской
художественно-промышленной выставке в Нижнем
Новгороде. Автомобиль представлял собой двухместный
экипаж типа "фаэтон". В задней его части размещался
одноцилиндровый двигатель мощностью в 2 л.с.
Автомобиль мог ехать со скоростью 29 верст/ч. запаса
топлива хватало на 200 верст пути. Есть сведения,
что первый российский автомобиль пролетка с
двигателем внутреннего сгорания, был построен в 1882
г. инженерами Путиловым и Хлобовым и в том же году в
С.-Петербурге он проходил испытания.
Первый иностранный автомобиль в России появился в
1891 г. Его привез из Марселя на пароходе хозяин и
редактор газеты "Одесский листок" Навроцкий. Это был
автомобиль "Панар-Левассор" (по другим источникам
"Бенц-Вело" мощностью 1,5 л.c.).
Первый автомобиль иностранного производства на
улицах Москвы появился в 1894 г. Это был "Бенц-Вело"
с мощностью двигателя 1,5 л.c. и принадлежал одному
из купцов города. Первый выезд автомобиля в Москве
был неудачным. В первой же поездке из-за неумения
шофера при встрече с коляской лошади испугались, и
коляска опрокинулась. После этого случая владельцу
автомобиля было запрещено выезжать на улицы города.
Первый автомобиль в С.-Петербурге появился 10 (22)
августа 1895 г. Его привез из-за границы, заплатив
4000 рублей, архитектор А.К. Жиргалев. Как писали
тогда петербургские газеты "коляска без лошадей"
покатила сначала к Царскому лугу (Марсово поле), а
оттуда в Павловск. По словам репортеров это был 4-х
местный "Мotorwagen". Его вес был 52 пуда 30 фунтов
(844 кг). Он мог развивать скорость 25 верст в час
(26,6 км/ч). Запас горючего был достаточен на 6
часов езды.
Впервые словом "автомобиль" назвал свою паровую
повозку выдающийся французский инженер-механик Кюньо
в 1769 г. Модель первого в мире механического
экипажа с февраля 1800 г. хранится в национальном
музее искусств и ремесел в Париже. Термин
"автомобиль" утвердился в мире после 1894 г., когда
во Франции состоялись первые международные
автогонки. До этого чаще всего использовали
словосочетание "вуатюр отомобиль", т.е.
"самодвижущаяся повозка".
|