БРАТЬЯ ДОДЖ (Dodge) Xopac и Джон - американские
предприниматели и изобретатели. Джон родился 25
октября 1864 г., а Хорас - 17 мая 1868 г. в
провинциальном городке Найлс (Мичиган). Отец -
слесарь механик был совладельцем литейно-кузовного
производства "Братья Додж", основанного еще дедами
наших героев.
Они начали свою карьеру, помогая отцу и дяде в
семейной механической мастерской. В 1886 г. в
двадцатилетний Джон устроился на работу в
машиностроительную фирму "Мэрфи", а вслед за ним
туда же пришел и восемнадцатилетний Хорас. Так
братья оказались в Детройте. Способности к техники у
братьев были, что называется, фамильной чертой.
Почти за четыре года, которые они проработали на
этой фирме, Джон вырос в должности до старшего
мастера, а Хорас - до бригадира.
После этого братья перебрались на другой берег озера
Онтарио, в канадский город Виндзор, где, взяв ссуду
крупную сумму денег, арендовали завод и развернули
там выпуск дорожных велосипедов "Ивенс-Додж". В
Канаде Хорас изобрел и запатентовал регулируемую
велосипедную втулку на шарикоподшипниках.
В 1901 г., накопив достаточно денег, они вернулись в
Дейтрот, где открыли мастерскую по выпуску
комплектующих деталей для различных видов техники.
Джон был бухгалтер, Хорас - конструктор. Уже в том
же году среди изделий, которые выполняли в
мастерской братьев Додж появился одноцилиндровый
двигатель для машины "Олдсмобил" с мощностью 3 л.с.
В 1903 г. крупный заказ на партию двухцилиндровых
моторов мощностью в 8 л.с. для Генри Форда.
Одновременно тот предложил братьям и места в совете
директоров своей компании. Дела шли вполне хорошо. В
1910 г. "Форд" стал самым крупным в мире
автомобилестроительным предприятием, а братья Додж -
самыми крупными в мире производителями автомобильных
агрегатов.
Но братья всегда мечтали о большем. Джон Додж тогда
объявил: Да, Генри Форд мне друг, но из этого не
следует, что я всю жизнь должен обитать у него в
жилетном кармане".
Они решили разработать свой автомобиль. И располагая
капиталом в 25 млн. долларов, покинули компанию
Форда, основав собственную фирму в 1913 г. братья
Додж основали большую компанию по выпуску частей для
автомобилей в Хэмтраке, предместье Детройта. Здесь
производились двигатели и другие комплектующие для
заводов Форда и "Олдс Мотор Компани". За отправную
точку братья реши взять машину, вот уже несколько
лет занимающуюся первое место в стране по
популярности - текущую модель "Форда". Они знали ее
как облупленную и знали все ее сильные, но и слабые
стороны. Машина, как известно, славилась надежностью
и дешевизной, но только вот за счет максимального
упрощения конструкции.
За прочность и дешевизну потребитель должен был
расплачиваться собственным дискомфортом. Будучи
вынужден терпеть тряску, так как рессоры были
слабые, частые перегревы мотора, или скажем
странности "Форда-Т" - машина могла подниматься в
гору не как обычно, а задом наперед.
Они подумали, что нужно сделать автомобиль в расчете
на более изысканных покупателей, которые готовы
платить лишние деньги за комфорт.
Такая была концепция. И с самого начала братья
заложили в проект будущего автомобиля много такого,
чего не было у простецкого "Форда" и многих других
автомобилей. Они использовали для своих машин
цельнометаллическую конструкцию, что также было
новаторским решением. Предусмотрели электрический
стартер, бензонасос, водопомпу и трехскоростную
коробку передач.
Расчет оказался верным. Первая машина вышла 14
ноября 1914 г. Автомобиль, построенный братьями,
вышел крепким, надежным и неприхотливым. Они имел
двигатель мощность в 35 л.с. (у "Форда-Т было 20
л.с.), хотя и стоил в полтора раза дороже "Форда".
Когда их спрашивали, чем их автомобиль отличается от
автомобиля "Форд", те отвечали, "Модель Т
превосходная машина, учитывая деньги, которые за нее
просят", - и тут же добавляли, "но мы предлагаем
своим покупателям настоящий автомобиль!" И не
случайно уже в следующем 1915 г. было выпущено более
45 тысяч автомобилей "Додж". Завод расширялся. Спрос
быстро рос. В 1916 г. было выпущено 70799
автомобилей, и вскоре производство перевалило за 100
тысяч машин в год. После Форда они вышли на второе
место в Америке по выпуску автомобилей.
Хорас Додж придумал множество усовершенствований,
самым интересным и значительным из них был метод
промышленного обжигания окрашенной поверхности
автомобильного корпуса. Братья Джон и Хорас Додж
умерли в 1920 г.
В 1928 г. концерн братьев Додж вошел в состав
корпорации "Крайслер", автомобиль "Додж" стал
торговой маркой "Крайслер".
|