ВЕЛОМОБИЛЬ - безмоторное колесное
транспортное средство, имеющее кузов и приводимое в
движение мускульной силой водителем. Это обычно
трех- или четырехколесная машина для передвижения, с
приводом от 2 педалей через цепную передачу.
Первый веломобиль был изготовлен американским
авиационным инженером Р. Бундшухом в 1971 г..
Веломобиль имел массу 60 кг, мог вместить кроме
водителя ребенка и багаж, и развивал скорость до 33
км/ч. Первый веломобиль в России был изготовлен в
1975 г. инженером В.В. Ульяновским, ставшим в
последствии первым председателем столичного клуба
биотранспорта. В 1975 г. преподавателем Харьковского
автомобильно-дорожного института (Украина)
сконструировал веломобиль "Вита" весом 29 кг,
который мог ехать со скоростью 20 км/ч. Первый
прообраз веломобиля в Роccии был построен в 1912 г.
главным автомехаником "Товарищества Трехгорной
мануфактуры" И.Г. Вегенером. Этот был велосипед,
изготовленный в виде автомобиля, предназначался для
его малолетнего сына.
Первый патент на многомеcтный веломобиль принадлежит
французу П. Фарcа. Патент за N 952354 ему был 1949
г. на двацатимеcтный велобуc под названием
"Общественное средство транспорта, приводимое в
движение педалями". Первые ставшие традиционными
ежегодные соревнования Международной ассоциации
мускульных транспортных средств (IHPVA) состоялись в
1975 г. Наивысшая скорость, показанная на этих
соревнованиях, равнялась 71,9 км/ч.
Наибольшая скорость, достигнутая на спортивном
веломобиле - 95,4 км/ч, на двухместном - 101,4 км/ч.
ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ - документ на
право управления транспортным средством, выдаваемый
ГИБДД, после сдачи квалификационных экзаменов по
теории на знание норм Правил дорожного движения и
практики вождения транспортным средством.
Практически сразу после появления автомобиля было
принято решение, чтобы водитель имел специальные
удостоверение на право управления транспортным
средством в виду его опасности для других участников
дорожного движения.
Первые водительские автомобильные права в мире были
введены в Париже в августе 1893 г. По указанию
префекта Парижа Луи Лепин все желающие получить
документ, разрешающий управлять автомобилем по
улицам города, должны были сдать экзамен: "уметь
заводить и останавливать двигатель, уметь управлять
агрегатом, исправлять небольшую поломку в пути, а
главное - знать, избежать взрыва". К сдаче экзамена
допускались лица не моложе 20 лет. В первых
автомобильных правах, получаемых водителем, было
записано, что "предъявитель сего в присутствии
экзаменатора доказал хладнокровие, присутствие духа,
остроту зрения, способность в зависимости от
обстоятельств, изменять скорость и направление
движения автомашины, а также стремление участвовать
в дорожном движении в общественных местах".
До этого момента на право движения на автомобиле в
ряде стран выдавались их владельцам специальные
разрешения. Так, в Германии окружной отдел
администрации Великого княжества Бадена выдал
Фридриху Карлу Бенцу (1844-1929) документ от 1
августа 1888 г. N 51223 "Господину Бенцу - владельцу
"Рейнской фабрики Газовых двигателей" в настоящее
время и на будущее разрешается пробная езда на его
патентованном моторизованном экипаже в
окрестностях... с условием, что предприниматель
будет отвечать за все неприятности, возникшие по
вине моторизованной повозки".
Журнал "Спорт" за февраль 1903 г. писал: "Московский
Клуб Автомобилистов: Лица, желающие получить
разрешение на право езды по городу Москве,
благоволят обращаться в правление Московского Клуба
Автомобилистов, заблаговременно, или к казначею
клуба Якову Ивановичу Стейнер, Москва, Петровка,
Универсальный магазин ЖАК". Также он должен был
предоставить квалификационной комиссии фото или
рисунок автомобиля.
В 1968 г. в СССР было введено единое водительское
удостоверение (вместо восьми), в соответствии с
которым водители стали разделяться на группы в
зависимости от категорий тех транспортных средств, к
управлению которыми они допускаются (А,B,C,D,E). Это
было сделано в связи с подписанием СССР Конвенции о
дорожном движении 1968 г.
Сегодня в мире насчитывается около 250 видов
водительских удостоверений. Согласно Международной
Конвенции о дорожном движении водительское
удостоверение должно быть розового цвета, форматом
148х150 мм или сложенное вдвое.
В России ежегодно около 2,8 млн. человек сдают
экзамены на получение водительского удостоверения.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ - психологическое
качество водителя принимать решение и реагировать на
изменение дорожно-транспортной ситуации.
Известно, что реакция - это ответное действие
организма на какой-то внешний раздражитель. Реакции
делят на простые и сложные. К первым относятся
ответные действия на один раздражитель (например,
торможение впереди идущего автомобиля). Ко вторым -
действие сразу нескольких раздражителей (например,
на регулируемом перекрестке кроме выполнения
требований сигналов светофора вам приходится
пропускать пешеходов, следить за другим
транспортом). Продолжительность формирования
ответного действия водителя на различные
раздражители, как показывают исследования,
составляет: на торможение впереди идущего автомобиля
со стоп-сигналом - 0,42 с, на сигналы светофора в
населенном пункте - 0,40 с, на дорожные знаки - 0,50
с, на неровности на дороге - 0,80 с.
Среднее время реакции на включение тормозов для
мужчин - 0,57 c, женщин - 0,62 c. Время реакции
водителей на сигнал торможения составляет 0,37 c у 2
% водителей ; 0,61 c - у 50 %; 0,78 и более у 48 %.
При скорости 50 км/ч и времени реакции 0,6 с
автомобиль до начала торможения пройдет 9 м, а до
полной остановки при сухом покрытии – 44 м.
Время реакции у различных людей неодинаково. Оно
может колебаться от 0,5 до 1,5 с. Так, на включение
тормозов у мужчин оно меньше, чем у женщин, а у
физически тренированных людей меньше по сравнению с
теми, кто не занимается регулярно физкультурой и
спортом. Имеет значение и то, в каких условиях
работают водители. Водители городского такси, как
правило, показывают худшие результаты при торможении
на загородных дорогах, чем в городе. Пожилые люди,
уступая молодым в скорости обнаружения сигналов,
превосходят их в быстроте принятия правильных
решений и в стабильности времени реакции.
Даже у одного человека время реакции может
изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь:
небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4
раза. Как подтверждают многочисленные исследования,
в случае появления неожиданного препятствия время
реакции увеличивается более чем в 2 раза.
ВЫЛЕТ КОЛЕСА – расстояние (в мм) от
привалочной плоскости крепления диска колеса ук
ступице до плоскости симметрии обода. Вылет может
быть "нулевым", "положительным" и "отрицательным".
Колесо с "нулевым" вылетом считается, когда
привалочная плоскость диска совпадает с плоскостью
симметрии обода. С "положительным" вылетом - при
вылете диска наружу, когда плоскость симметрии
относительно привалочной плоскости диска к ступице в
сторону продольной оси автомобиля. С "отрицательным"
– вылет диска внутрь, когда плоскость симметрии
обода смещена относительно привалочной плоскости
диска к ступице в сторону от продольной оси
автомобиля.
|