ДАВЛЕНИЕ МАСЛА – величина давления масла в
каналах системы смазывания двигателя. На холостом
ходу давление масла находится в пределах 0,05 МПа
(0,5 кгс/см2); при средней частоте вращения
коленчатого вала, например, при скорости 50 км/ч на
четвертой передача – 0,25 МПа (2,5 кгс/см2).
ДАЛЬНИЙ СВЕТ – способ распределения света
фары для освещения проезжей части дороги мощным
световом потоком, направленным на расстояние не
менее 100 м. Дальний свет переключается на ближний
свет при разъезде со встречным транспортным
средством.
ДВИГАТЕЛЬ - энергосиловая машина,
преобразующая энергию топлива, электричества, ветра,
солнца и пр. в механическую работу. Тепловые
двигатели, в которых энергия топлива преобразуется в
механическую работу, составляют наибольшую группу
среди первичных двигателей и используют природные
энергетические ресурсы в виде химического или
ядерного топлива. В основе работы таких двигателей
лежит замкнутый (или условно замкнутый)
термодинамический цикл. Невозможно было бы создание
двигателей внутреннего сгорания, их развития и
применения, если бы не эффект теплового расширения,
так как в процессе теплового расширения нагретые до
высокой температуры газы совершают полезную работу.
Эффективность работы теплового двигателя
определяется так называемым коэффициентом полезного
действия - кпд, то есть отношением механической
работы к тепловой энергии. Эффективный кпд тепловых
двигателей колеблется в пределах 0,1-0,6.
В настоящее время существует большое количество
двигателей, использующих тепловое расширение газов.
К таким двигателям относятся карбюраторные,
дизельные, турбореактивные и т.д.
Тепловой двигатель впервые был построен в 1816 г.
Робертом Стирлингом.
Тепловые двигатели, осуществляющие рабочие
термодинамические процессы, могут быть разделены на
две основные группы:
1. Двигатели с внешним сгоранием - паровые машины,
паровые турбины, двигатели Стирлинга и т.д.
2. Двигатели внутреннего сгорания. Двигатели, у
которых топливо распыленное и смешенное с воздухом
сгорает внутри цилиндров и в результате выделяющиеся
газы - продукты сгорания производят работу,
называются двигателями внутреннего сгорания.
По назначению различают двигатели стационарные,
автотракторные, судовые, тепловозные, авиационные и
др.
Важнейший параметр двигателя - мощность. При
повышении мощности улучшаются его динамические
свойства, автоматически увеличивается его средняя
скорость.
В качестве энергетических установок автомобилей
наибольшее распространение получили двигатели
внутреннего сгорания, в которых процесс сгорания
топлива с выделением теплоты и превращением ее в
механическую работу происходит непосредственно в
цилиндрах. На большинстве современных автомобилей
установлены двигатели внутреннего сгорания.
В цилиндрах двигателей перемещаются поршни, которые
связаны непосредственно шатуном с коленчатым валом.
Поэтому двигатели внутреннего сгорания называют еще
поршневыми.
Основным преимуществом двигателей внутреннего
сгорания перед другими двигателями, например
электрическими, является независимость от постоянных
источников энергии (водных ресурсов, электростанций
и т. п.) и транспортные средства могут свободно
перемещаться и располагаться в любом месте. Но
наряду с положительными качествами двигатели
внутреннего сгорания обладают рядом недостатков.
Среди них ограниченное по сравнению, например с
паровыми и газовыми турбинами агрегатная мощность,
высокий уровень шума, относительно большая частота
вращения коленчатого вала при пуске и невозможность
непосредственного соединения его с ведущими колесами
потребителя, токсичность выхлопных газов,
возвратно-поступательное движение поршня,
ограничивающие частоту вращения и являющиеся
причиной появления неуравновешенных сил инерции и
моментов от них.
По способу смесеобразования - двигатели с внешним
смесеобразованием, у которых горючая смесь
приготовляется вне цилиндров (карбюраторные и
газовые), и двигатели с внутренним смесеобразованием
(рабочая смесь образуется внутри цилиндров) -
дизели. В двигателях с внешним смесеобразованием
зажигание рабочей смеси в цилиндре производится
электрической искрой. В двигателях с внутренним
смесеобразованием (дизелях) топливо
самовоспламеняется при впрыскивании его в сжатый
воздух, нагретый до высокой температуры.
По способу осуществления рабочего цикла -
четырехтактные и двухтактные;
По числу цилиндров - одноцилиндровые,
двухцилиндровые и многоцилиндровые;
По расположению цилиндров - двигатели с вертикальным
или наклонным расположением цилиндров в один ряд,
V-образные с расположением цилиндров под углом (при
расположении цилиндров под углом 180 двигатель
называется двигателем с противолежащими цилиндрами,
или оппозитным);
По способу охлаждения - на двигатели с жидкостным
или воздушным охлаждением;
По виду применяемого топлива - бензиновые,
дизельные, газовые и многотопливные;
По степени сжатия. В зависимости от степени сжатия
различают двигатели высокого (E=12...18) и низкого (E=4...9)
сжатия;
По способу наполнения цилиндра свежим зарядом:
- двигатели без наддува, у которых впуск воздуха или
горючей смеси осуществляется за счет разряжения в
цилиндре при всасывающем ходе поршня;
- двигатели с наддувом, у которых впуск воздуха или
горючей смеси в рабочий цилиндр происходит под
давлением, создаваемым компрессором, с целью
увеличения заряда и получения повышенной мощности
двигателя
ДВУХКОНТУРНЫЕ ТОРМОЗА – тормозная система
автомобиля, имеющая две раздельные, независимо друг
от друга функционирующие тормозные магистрали.
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ДИЗЕЛЬ) - тип двигателя
внутреннего сгорания с воспламенением топлива от
сжатия. Условия смесеобразования и воспламенения
топлива в дизелях отличаются о карбюраторных
двигателях. Преимуществом их является возможность
осуществления высокой степени сжатия, вследствие
чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже,
чем в карбюраторных двигателях. В то же время дизели
отличаются большей сложностью в изготовлении,
большими габаритами. По экономичности и надежности
работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными
двигателями. Дизельный двигатель был предложен В
1897 г. немецким инженером Рудольфом Дизелем. Он
сконструировал двигатель мощностью в 2,74 л.с.
ДИСБАЛАНС КОЛЕСА - неуравновешенность колеса
относительно оси его вращения. При превышении
допустимого значения приводит к ухудшению
управляемости транспортным средством и
неравномерному износу шины.
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ – конструкция тормоза, в
котором в отличие от барабанного тормоза тормозные
колодки прижимаются к тормозному диску.
Основные преимущества дискового тормоза:
хорошая устойчивость при торможении;
незначительное снижение эффективности тормозного
действия при нагреве тормозного механизма;
возможная быстрая замена тормозных колодок при
ремонте.
Однако износ тормозных накладок в 3-4 раза больше
чем в тормозах барабанного типа. При толщине
тормозных колодок 2 мм они подлежат замене.
ДИСБАЛАНС ШИНЫ – неравномерное распределение
массы шины в плоскости вращения колеса или вне
плоскости вращения колеса, вызывающие биение и
повышенный износ шин.
ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ -
договор страхования, по которому страховщик
обязуется за обусловленную договором плату
(страховую премию) при наступлении предусмотренного
в договоре события (страхового случая) возместить
потерпевшим причиненный вследствие этого события
вред их жизни, здоровью или имуществу в пределах
определенной договором суммы.
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ - совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе перемещения людей
и грузов с помощью транспортных средств или без
таковых в пределах дорог. Это сложная динамическая
система, которая объединяет водителя, автомобиль,
дорогу и окружающую среду, а также правила дорожного
движения. Основными показателями дорожного движения
являются: скорость и безопасность.
Термин дорожное движение (Road Traffic,
Strassenverkehr) впервые был введен в обращение
международной Конвенцией о дорожном движении,
принятой в рамках ООН в 1949 г.
ДРОССЕЛЬНАЯ ЗАСЛОНКА – деталь карбюратора,
служащая для регулирования количества подаваемого в
камеру сгорания двигателя топливной смеси. При
открытии дроссельной заслонки двигатель получает
дополнительное количество топливоздушной смеси. На
холостом ходу двигателя дроссельная заслонка
закрыта.
|