ОБГОН - опережение одного или нескольких
движущихся транспортных средств, связанное с выездом
из занимаемой полосы. Обгон - один из наиболее
распространенных и опасных маневров на дороге,
который приходится совершать много раз в течение
одной поездки. Его повышенная опасность заключается
в необходимости выезжать на полосу встречного
движения с высокой скоростью, где любое столкновение
заканчивается тяжелыми последствиями.
На дорогах России ежегодно фиксируется 1,6 млн.
нарушений правил выполнения обгона, что составляет
около 4% от всех выявленных нарушений, допущенных
водителями. Удельный вес дорожных происшествий по
этой причине составляет 2% от всех аварий.
Типичные ошибки водителей при обгоне:
пренебрегают подачей предупредительных сигналов о
своем намерении приступить к обгону;
неумение перевести неудачно начатый обгон в
незавершенный обгон, т.е. автомобиль остается на
встречной полосе;
слишком близкое сближение с обгоняемым автомобилем.
Согласно Правил дорожного движения обгон запрещен,
если: на регулируемых перекрестках с выездом на
полосу встречного движения а также на нерегулируемых
перекрестках при движении по дороге, не являющейся
главной (за исключением обгона на перекрестках с
круговым движением, обгона двухколесных транспортных
средств без бокового прицепа и разрешенного обгона
справа);
на пешеходных переходах при наличии на них
пешеходов;
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м
перед ними;
транспортного средства, производящего обгон или
объезд;
в конце подъема и на других участках дорог с
ограниченной видимостью с выездом на полосу
встречного движения.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ –
деятельность, направленная на предупреждение причин
возникновения дорожно-транспортных происшествий,
снижения тяжести последствий.
ОБКАТКА – эксплуатация нового автомобиля или
с новым двигателем в течение первых 2,5-5 тыс. км.
ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ - законодательно или при
помощи дорожных знаков уставленная максимальная
скорость движения транспортных средств. О том, что
ограничение скорости способствует безопасности
движения, знали задолго до появления автомобиля. В
некоторых городах Франции по отдельным улицам еще в
ХV веке конным экипажам запрещалось ездить быстрее 6
км/ч, считая превышение этого предела опасным для
пешеходов. В России в 1737 г. был издан указ, в
котором говорилось, что "ежели кто будет на лошадях
скоро ездить, таких ловить и водить в полицию, где
лакеев сечь нещадно, а самих - помещичих штрафовать
денежным штрафом по рассмотрению Сената". К этому же
времени относится появление подробных правил для
ямской гоньбы, в которых указывалось, сколько
лошадей следует запрягать в определенное время года,
с какой скоростью ездить зимой - не более 12 верст в
час, а летом не более 1О. В автомобильных правилах,
действовавших в начале 20 столетия в Англии, был
установлен максимальный предел скорости 18 км/ч.
Перед первой мировой войной в Москве не разрешалось
ездить со скоростью более 20 км/ч. В одних из первых
Правил, принятых в нашей стране в 1929 г.,
предельная скорость движения регламентировалась
только при проезде населенных пунктов и составляла
для легковых машин и мотоциклов не более 40 км/ч, а
для грузовиков на пневмошинах - 30 км/ч. Спустя
десять лет в следующей редакции Правил максимальная
скорость для легковых автомобилей и мотоциклов была
увеличена до 50 км/ч, а для грузовиков 35 км/ч. В
послевоенных Правилах для городов и населенных
пунктов предел скорости был установлен 60 км/ч для
легкового транспорта и мотоциклов и 50 км/ч для
прочего. Появились ограничения и для загородных
дорог, в частности, для Московской области она была
ограничена до 80 км/ч. Однако в Правилах,
действовавших до 1971 г., скорость вне городов и
населенных пунктов не ограничивалась. В 1967 г. в
СССР в порядке эксперимента было введено ограничение
скорости на Симферопольском шоссе - 80 км/ч и на
Рязанском шоссе - 70 км/ч в пределах Московской
области. И, наконец, в Правилах, вступивших в силу в
1976 г., были установлены ограничения: на дорогах
всех населенных пунктов движение транспортных
средств разрешается не более 60 км/ч, а вне
населенных пунктов для легковых автомобилей,
грузовых с полной массой до 3,5 т и некоторых видов
автобусов - со скоростью не более 90 км/ч. В
Правилах 1987 г. на автомагистралях скорость была
увеличена до 110 км/ч.
ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ситуация, возникающая
в процессе дорожного движения, при которой
продолжение движения в том же направлении и с той же
скоростью создает угрозу возникновения
дорожно-транспортного происшествия.
ОПЫТНЫЙ ВОДИТЕЛЬ - качество водителя,
характеризующая его подготовленность в умении быстро
и правильно оценивать обстановку в критических
дорожно-транспортных ситуациях и предвидеть ее
возможные изменения.
Исследования показывают, что первые 500 км пробега
водитель практически поглощен только управлением
своего автомобиля. От 500 км до 3 тыс. пробега
поведение водителя начинает постепенно
соответствовать складывающейся дорожной обстановке.
После 3 тыс. км управления стабилизируются и
водитель достаточно надежно управляет автомобилем.
Считается, что мастерство управление автомобилем
приходит, если водитель наездил не менее 40 тыс.
км., т. е. один раз "объехал вокруг земного шара" по
экватору.
ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ – зона по оси дороги,
свободная от движения транспорта и используемая
пешеходами, не успевшие безостановочно перейти
проезжую часть от тротуара до тротуара. Обычно
выделяется с помощью дорожной разметки.
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ – жидкость, применяемая
для охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ – снижение температуры
двигателя во время работы. Имеется два подхода в
охлаждении двигателя: жидкостное и воздушное.
При жидкостном охлаждении избыточное тепло деталей
двигателя отводится охлаждающей жидкостью, которая
омывает стенки цилиндров и головку блока цилиндров.
Различают открытые и закрытые системы охлаждения. В
открытой системе через перепускную охлаждающая
жидкость трубку сообщается непосредственно с
атмосферным воздухом. В закрытой системе сообщения
охлаждающей жидкости с атмосферным воздухом
осуществляется с помощью установки паровоздушного
клапана.
В воздушной системе охлаждения избыточное тепло
двигателя от стенок цилиндров и головки блока через
ребра охлаждения отводится в окружающий воздух.
|