РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ – объем цилиндра,
освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней
до нижней мертвой точки. Измеряется в кубических
сантиметрах или литрах.
РАДИАТОР (от лат. radio - излучаю) -
устройство в автомобиле для снижения температуры
охлаждающей жидкости - антифриза (тосола),
циркулирующих по системе каналов (трубок) двигателя
внутреннего сгорания.
РАДИУС ПОВОРОТА – радиус дуги, которую
описывает наиболее удаленная точка кузова автомобиля
при максимально возможном повороте руля.
РАСПРЕДВАЛ (camshaft - англ.) - устройство,
регулирующее подачу топливной смеси в цилиндр
двигателя. Изготавливают из стали и чугуна. Хотя
основной характеристикой двигателя автомобиля обычно
считают его мощность, в действительности же влияние
на характер автомобиля оказывает не только
максимальная мощность, сколько - крутящий момент.
Ведь наибольшую мощность можно реализовать только
при установившихся оборотах, близких к максимальным.
Существуют обычные и спортивные распредвалы.
Спортивные отличаются от обычных, широкими фазами
открытия клапанов, более острым и высоким кулачком.
РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ – расстояние до
обнаружения или рассматриваемых объектов.
РАСХОД ТОПЛИВА – отношение расходуемого
двигателем внутреннего сгорания количества топлива к
единице пути. Расход топлива определяется в литрах
на 100 км пробега.
РЕГИСТРАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА - форма
учета транспортного средства в государственных
органах.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О
безопасности дорожного движения" допуск транспортных
средств, предназначенных для участия в дорожном
движении на территории Российской Федерации (за
исключением транспортных средств, участвующих в
международном движении или ввозимых на территорию
Российской Федерации на срок не более шести
месяцев), осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации путем
регистрации транспортных средств и выдачи
соответствующих документов.
Механические транспортные средства и прицепы должны
быть зарегистрированы в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации или иных
органах, определяемых Правительством Российской
Федерации, в течение срока действия регистрационного
знака «Транзит» или 5 суток после их приобретения
или таможенного оформления. Порядок регистрации
конкретных видов транспортных средств установлен
ведомственными правилами, разработанными и
введенными в действие соответствующими
министерствами и ведомствами во исполнение
названного выше постановления Правительства
Российской Федерации.
РУЛЕВОЕ КОЛЕСО (steering wheel - англ.) -
элемент рулевого механизма. Рулевой механизм на
транспортном средстве впервые был применен в 1791 г.
русским изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным на
его действующей "самобеглой" коляске.
В начале 18 столетия в Великобритании на первых
самоходных паровых экипажах управление колес
осуществлялось посредством механической передачи от
рулевого колеса к передней оси через редуктор.
Однако почти сразу английским инженером Голсуорси
Генри был придуман усилитель рулевого колеса. К
передней оси крепился продольный рычаг-водило, в
конце которого шарнирно устанавливалась небольшая
двухколесная тележка. Поворачивая тележку с помощью
рулевого колеса водитель таким образом мог довольно
легко повернуть передние колеса.
Большое значение имела независимо используемая
система управления, изобретенная в 1889 г. Даймлером
и в 1893 г. - Бенцем, которая позволяла осуществлять
независимое управление передними колесами с
разновеликими радиусами поворота. (По другим
источникам еще в 1818 г. был разработан рулевой
привод Акермана, который позволял решить эту
проблему).
Успешное решение этой проблемы побудило Бенца
назвать свой новый автомобиль "Виктория". На первых
автомобилях место руля были рычаги, управлявшими
передними колесами. Машины с расположенной в центре
стойкой управления выглядели достаточно непривычно
и, благодаря рычагу, получили прозвище кофемолок. Но
потом рычажную рулевую передачу стал вытеснять
рулевой механизм с приводом от рулевого колеса.
Впервые рулевое колесо было применено в 1894 г. на
французских автомобилях "Вашерон". В связи с
перемещением двигателя вперед и удивлением базы
автомобиля посадка водителя стала более наклонной,
соответственно наклонилась и ось рулевой колонки.
У первых отечественных автомобилей, в частности у
всех "руссо-балтов", как и у иностранных машин, руль
располагался справа. Даже, когда в советское время
начали выпускать АМО-Ф15 и НАМИ-1, и у них рулевая
колонка располагалась справа. И лишь с 1925 г. с
грузовиков Я-3, Я-4 и Я-5, которые начали выпускать
на Ярославском автомобильном (ныне моторном) заводе
руль стали располагать слева. Причина заключалась в
том, что в основу модели Я-3 была положена
конструкция американского грузовика "Уайт".
Рулевое колесо прошло длительный путь своего
совершенствования. В начале от полукольца с ручками
до современного - легкого обруча с одной
единственной поперечиной. Теперь диаметр
расположение и форма рулевого колеса выполняется с
учетом анатомии и физиологии человека. В поле
досягаемости водителей первых автомобилей имелась не
только ручка управления, но и другие функциональные
элементы, такие, как рычаг управления коробкой
передач, рычаг для перемещения ремня, регулятор
топливной смеси, ручной акселератор и регулятор
опережения зажигания. Число секторов на руле также
постоянно менялось. У большинства автомобилей было
четыре сектора. Пять секторов долгие годы оставались
прерогативой единственной марки - французского "Рено".
Переход к рулю с тремя секторами потребовал много
времени, впервые такой руль появился в Америке в
конце двадцатых. Послевоенные годы принесли
двухсекционный руль, а в 1955 году Ситроен придумал
типовой односекционный. Со временем руль перестал
выполнять только лишь функции управления, но стал
стилистической деталью отдельных марок автомобилей.
|