
"ФОРД" (Ford) - американская автомобильная
корпорация. Компания "Форд Мотор Компани" была
основана Генри Фордом 16 июня в 1903 г. в США в
Дейтройте штате Мичиган.
Компания разместилась в здании небольшой фабрики,
прежде выпускавшей кареты. Первым созданием компании
стала "Модель А" с двигателем 8 л.с. Генри Форд
характеризовал ее как "наиболее совершенная машина
на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний
мальчик". Самый первый автомобиль был продан уже
спустя всего один месяц после регистрации компании и
всего за 223 долларов. Всего, в за год с небольшим
на старой каретной фабрике было выпущено 1700
автомобилей.
Нельзя сказать, что первые годы существования были
безоблачными. Сначала возникли серьезные трения
между Генри Фордом и другим учредителем компании -
Александром Малкомсоном, торговцем углем, который
вложил основной капитал компании в сумме в 28 тыс.
долларов. В результате, Малкомсон покинул компанию,
а Генри Форд приобрел необходимое количество его
акций, увеличив свою долю до 58,5 % и стал в 1906 г.
президентом компании, сменив Джона С. Грэя,
детройтского банкира, после его смерти.
Другой проблему, которую нужно было решать,
урегулировать проблему с патентованием на выпуск
автомобилей. В этот период в США сложилась
любопытная ситуация. Некий Джордж Селден получил
патент на изготовление дорожных локомотивов,
приводимых в движение двигателями внутреннего
сгорания и только с его разрешения и за плату можно
было произвести любую повозку, передвигающуюся в
движение без лошади, сделанной или проданной в
Америке.
Компания "Форд Мотор Компани" начала производство
автомобилей без лицензии Селдена и тот естественно
сразу же подал на компанию в суд. Другие компании
предпочитали платить Селдену, но Генри Форд был
убежден, что патент Джорджа Селдена на все дорожные
транспортные средства с двигателями внутреннего
сгорания не имеет законной силы и ему надо
противостоять. В результате восьмилетней тяжбы,
после дорогостоящего и невероятно сложного судебного
процесса в 1911 г. "Форд Мотор Компани" выиграла
тяжбу, освободив тем самым себя и всю быстро
растущую автомобильную индустрию от угрозы ее
дальнейшему развитию.
Между тем небольшая компания процветала. Генри Форд
руководил перспективными разработками. Он постоянно
экспериментировал пытаясь найти наиболее удачную
конструкцию. За это время было перебрано 19 букв
алфавита - от модели "А" до модели "S". Судьба у
этих моделей была разная.
Некоторые были сделаны в единственном числе и так не
дошли до покупателей. Другие, например, как модель
"К" - шестицилиндровый лимузин стоимостью 2500
долларов, или "модель N" - маленький, легкий
четырехцилиндровый автомобиль за 500 долларов, не
вызвали интереса у покупателей.
В 1908 г. произошла знаменательное событие. Форд
наконец представил публике новую модель под индексом
"Т", которая была доступной по своей простоте
управления и цене среднему классу в США.
В следующем, в 1909 г. Генри Форд решил выпускать
лишь одну модель - "Т". Он объявил, что все шасси,
сделанные на предприятии, будут идентичными. В
1909-1910 годов цена автомобиля составляла 950
долларов, и было продано почти 19 тыс. автомобилей.
Через год автомобиль стоил 780 долларов, и было
продано 34 тыс. автомобилей.
В 1913 г. впервые в мире на автомобилестроительном
предприятии внедрена конвейерная сборка. В
результате нововведения каждые 10 секунд с конвейера
сходила еще одна модель "Т". На заводе у Форда у
конвейера длиной в 3,3 км восемь тысяч рабочих в три
смены собирали автомобили. Через каждые два часа,
как сообщила миссис Андерсон, делался
двенадцатиминутный перерыв - конвейер отключается, и
рабочие тоже могут отдохнуть.
Переход к массовому производству автомобилей
потребовал от инженеров упростить машину. Из
конструкции автомобиля были заменены всякие
излишества, например, радиаторная облицовка, их
место заняли штампованные изделия. Это дало
возможность увеличить выпуск машин и еще более
понизить себестоимость автомобиля. В 1916-1917 годах
было продано 785 тыс. автомобилей по цене всего 350
долларов. Модель "Форд Т" вскоре стал самым
распространенным в США. В 1923 г. ежедневно
производилось 10 тыс. автомобилей.
В начале 20-х годов фордовский конвейер оставался
единственным в мире. Компания - это была государство
в государстве. На территории завода в десять
квадратных километров за колючей проволокой у нее
было: свои собственные железная дорог,
теплоэлектростанция, авиакомпания, металлургические
предприятия, завод технического стекла, шинный
завод. радиовещательная станция, тракторный завод,
выпускающие тракторы "Фордсон".
В 1927 г. Генри Форд вновь удивил весь автомобильный
мир. Он остановил производство автомобилей на всех
своих заводах и вместо модели "Т" стал выпускать
новую модель "А". В ней Форд попытался реализовать
свою мечту создать автомобиль, который никогда не
старился бы и который с помощью запасных частей в
любой момент можно было бы омолодить и
модернизировать.
Новый автомобиль имел двигатель объемом 3285 см3
мощности 40 л.с., классическое шасси с жесткими
осями. Колеса имели механические тормоза. Лимузин
массой 1075 кг достигал максимальной скорости 100
км/ч. Через несколько лет производство этой модели
достигло 1,8 млн. штук в год.
Чтобы избежать высоких таможенных сборов Форд
основал заводы в ряде стран мира.
После отхода Генри Форда от дел корпорацию возглавил
его сын Эдсел. Но он еще долго продолжал фактически
управлять компанией. Когда-то Генри Форд знал не
только в лицо, но и по имени всех своих четырех
сотен человек и платил им по 5 долларов в день, что
вдвое превышало среднюю тарифную ставку на любом
другом американском предприятии. Но времена
поменялись. Генри Форд с возрастом сильно изменился.
Он теперь старался, как можно меньше платить своим
рабочим и служащим. Стремясь подавить недовольство
рабочих и не допустить их организованной борьбы в
защиту своих прав и интересов, Форд ввёл казарменную
дисциплину на предприятиях, организовал собственную
полицию для жесткого контроля за рабочими и
служащими.
Обстановка в компании сложилась такой, что даже
старые и верные соратники Генри Форда не могли с ним
ужиться и один за другим уходили на конкурирующие
фирмы. Он яростно сопротивлялся всяким изменениям,
которые пытались внедрить в конструкцию автомобилей.
Возможность дальнейшего усовершенствования он
всячески отрицал. Особенно это касалось дизайна.
Положение усугубилось, что Эдсел Форд скончался на
50-летнем году жизни. После чего 80-летний Форду
вновь единолично управлять концерном.
У Эдсена было трое сыновей, которые все до войны
работали на фирме, но их призвали в армию. Тогда
вдова Эдсена и жена Генри добились через
родственников досрочной демобилизации с флота
старшего из сыновей, которого также звали Генри, а
сами пригрозили Форду, что если тот не назначит
внука на президентский пост, продадут на бирже свои
доли акций. И Генри Форду пришлось в сентябре 1945
г. уйти в отставку и назначить президентом своего
внука. 28-летнего Генри Форда.
Получив президентский пост, Генри-внук упразднил
внутреннюю полицию, которая творила произвол, а
потом принялся поправлять дела на фирме. Выяснилось,
что гигантский концерн оказался неуправляемым, и
продолжал работать скорее по инерции. Полностью
отсутствовала управленческая структура, фактически
не велось никакого учета. Оценив ситуацию,
Генри-внук набрал себе группу консультантов по
бизнесу.
Начало 50-х годов "Форд" отметил капитальным
обновлением производственной программы. Был внедрен
подвесной конвейер для сборки двигателей. В
автомобилях впервые стали устраиваться сиденья с
механической регулировкой в 4-х направлениях, ремни
безопасности. На пикапах стал применяться полный
привода. на пикапах. В этот период концерн выпускал
машины трех марок "Фрорд", "Меркьюри" и "Линкольн".
В 60-ые годах компания переориентирует свое
производство на создание недорогих спортивных
автомобилей ориентируясь на молодежь. Именно тогда,
в 1964 г. начался выпуск "Мустанга". Он выгодно
вобрал в себя оригинальное сочетание всех
современных тенденций дизайна того времени. Новинка
имела новый двигатель, в котором совмещались два
агрегата - трансмиссия и ведущий мост. Модель имела
успех. В первые же сто дней было продано сто тысяч
четырехместных "Мустангов". Прибыли компании
превзошли все ожидаемые результаты. В выпускаемых
автомобилях того периода появляются световой люк в
крыше, радиоприемник, системы электронного
управления скоростью.
В последних десятилетиях 20 столетия условия
конкуренции среди автомобильных производителей еще
более обострились. Это побуждало специалистов "Форд"
внедрять новые технологии и искать новые
конструктивные решения. Концерн становится
признанным мировым лидером в среднем и
представительском сегменте автомобильного рынка.
Были выпущены такие марки и модели, как "Форд-Таурус",
"Меркьюри-Сейбл", "Меркьюри-Трейсер", "Форд-Эспайа".
Вторая половина 20 столетия была для концерна
наиболее удачной. Она не сократила своего
производства. Наоборот, она росла. Было приобретено
25% акций "Мазды", все акции фирм "Астон
Мартин-Ладога" (Aston Martin-Lagonda) "Жак" (Jaguar).
В настоящий момент по всему миру продается более 70
различных моделей машин, произведенных под марками
"Форд", "Линкольн", "Меркьюри", "Ягуар" и "Астон-Мартин".
В 1996 г. с конвейера компании сошел 250-миллионный
автомобиль. В 1999 г. корпорацией была приобретено
легковое подразделение компании "Вольво".
В настоящее время корпорация Форд вторая после "Дженерад
Моторс" концерн в США по производству автомобилей.
Модельный ряд Ford
Ford Fiesta
5-ти дверный хэтчбек
Ford Fusion
хэтчбек
Ford Focus 2008
cедан
Ford Focus 2008
5-ти дверный хэтчбек
Ford Focus 2008
универсал
Ford Kuga
кроссовер
Ford Mondeo 2007
cедан
Ford S-MAX
минивэн
Ford Galaxy
минивэн
Ford C-MAX
микровэн
Ford Mondeo 2007
хэтчбек
Ford Mondeo 2007
универсал