Автомобильный спорт - вид спортивный состязаний.
Включает в себя различные соревнования на гоночных,
спортивных и серийных автомобилях.
Основными критериями автомобильного спорта являются
уровень спортивного водительского мастерства и
степень технического совершенства автотехники.
Возникновение и развитие автомобильного спорта тесно
связано с бурным процессом автомобилизации. Начало
отсчета международной истории становления и развития
автомобильного спорта принято считать с 1894 г.,
когда прошли первые состязания на автомобиле между
Парижем и Руаном. В России первые автомобильные
соревнования состоялись в 1898 г., когда состоялась
"гонка моторов" под Санкт-Петербургом.
Уже с первых соревнований автомобильный спорт стал
обретать определенные организационные формы. В 1895
г. был учрежден первый автомобильный клуб -
Автомобильный клуб Франции (АКФ). В 1897 г. в
Германии открылось "Центрально-Европейское общество
автомобилистов". В США 13 предприимчивых
автоспортсмена основали в 1899 г. "Автомобильный
клуб Америки". Стали возникать автоклубы и общества
в других странах, чему способствовал стремительный
рост популярности автогонок.
В 1904 г. родилось Российское автомобильное общество
(РАО), которое поставило своей задачей развитие и
пропаганду автомобилизации, организацию спортивных
соревнований на автомобилях и мотоциклах и т.п.
Началом активной международной автомобильной жизни в
России стал 1907 г., когда в Санкт-Петербурге прошла
первая автомобильная выставка и приуроченная к ней
автогонка Москва - Санкт-Петербург. Через Россию
пролегали маршруты марафонских автопробегов, типа
"Нью-Йорк - Париж" (1908 г.). В 1912 г. успешно
финишировали на первых международных ралли в Монако
и Сан-Себастьян российские экипажи на "Руссо-Балтах".
В 1913 и 1914 годах состоялись первые международные
кольцевые гонки "Большого Приза Санкт-Петербурга".
После первой мировой войны первые гонки по маршруту
Петроград-Псков-Петроград, состоявшиеся в 1922 г.,
ознаменовали наступление новой эпохи в развитии
отечественного автомобильного спорта. А в 1924 г.
впервые под Москвой был разыгран чемпионат
Российской Федерации.
Управление автомобильным спортом осуществляется
Международной автомобильной федерацией (ФИА), в
России - Российской автомобильной федерацией (РАФ).
Автоспорт объединяет многообразные виды и формы
проведения соревнований: кольцевые и трековые гонки,
ралли и картинг, картинг и многоборье, заезды на
установление рекордов и др.
Спортивный автомобиль - транспортное средство, которое
сконструировано с учетом возможного участия в
соревнованиях. Классифицируются по различным
критериям и признакам, которые регламентируются
Международным спортивным кодексом (для отечественных
- классификацией и техническими требованиями (КиТТ)).
В основных видах автоспорта и формах проведения
соревнований используются серийные, спортивные,
гоночные и рекордные автомобили. Выпускаются также
специальные кроссовые автомобили (багги),
микроавтомобили (карты) и другие разновидности
автомобилей для спорта.
Первым спортивным автомобилем считается
"Мерседес-Симплекс-60" (Германия) модель 1903 г. У
него был двигатель с рабочим объемом 9236 куб. см,
мощностью 60 л.с. при 1200 об/мин. Машина имела
длину - 4,26 м, массу - 1500 кг и могла развивать
скорость до 120 км/ч.
Каждый спортивный автомобиль должен иметь
"Технический Паспорт Спортивного Автомобиля".