При всем многообразии современной автомобильной
продукции тюнинг авто остается самой востребованной
услугой. Слово «tuning» в переводе с английского
означает «настройка, регулировка», и в понимании
большинства тюнинг означает лишь изменение внешнего
облика автомобиля с учетом индивидуальных пожеланий
его владельца. Еще несколько лет назад установка
лишней фары уже считалась элементом автотюнинга,
однако тюнинг – это не только модернизация внешнего
вида автомобиля, но и улучшение его технических и
эксплуатационных характеристик, включающее в себя
изменения в конструкции двигателя, подвески и других
систем автомобиля.
В нашей стране самыми примитивными тюнинговыми
украшения еще в 60-е годы стали занавески на окнах,
декоративные насадки на переключатель скоростей и
колпаки на колеса. В Америке тюнинг авто является
отдельным видом искусства, и проводимые выставки
автомобилей нередко имеют целью демонстрацию
достижений не столько автомобильного производства,
сколько тюнинговой индустрии. Практически в любом
автомагазине в США можно купить различные насадки на
выхлопные трубы, а в кузовных мастерских произвести
золочение хромированных деталей. В этой стране
активно развивается производство самых различных
набамперных наклеек – так называемых стикеров.
Содержание их чаще носит политический характер, но
оно может быть и юмористическим, к примеру: «Гудок
сломан. Следи за средним пальцем». И хотя фантазия
здесь неограниченна, считать это тюнингом в полном
смысле этого слова затруднительно.
На сегодняшний день с конвейеров заводов сходят
автомобили мирового класса с самой передовой
комплектацией, но всегда есть возможность придать им
индивидуальность и улучшить их характеристики.
Автотюнинг обычно проходит в несколько этапов, самым
первым из которых является внешняя отделка. Внешний
тюнинг авто обычно затрагивает колесные диски,
аэродинамические комплекты (спойлера, антикрылья,
бампера, воздухозаборники), а также декоративные
решетки радиатора («маски»), зеркала и т.д. Спойлер
считается одним из самых эффектных деталей внешнего
тюнинга, так как он создает прижимную силу и
способствует лучшему сцеплению шин с дорогой, и при
выборе спойлеров обычно отдается предпочтение
спортивным спойлерам. Функциональной деталью тюнинга
в экстерьере автомобиля являются также накладки
порогов (или просто «пороги»), так как пластиковые
накладки на металлические пороги предохраняют низ
кузова от коррозии. Элементы внешнего тюнинга авто -
это накладки на боковые стекла и на капот, дефлектор
для уменьшения загрязнения заднего стекла, защитные
накладки двери и др., но главное, чтобы все элементы
внешнего тюнинга не оказывали минусового влияния на
аэродинамику и обзорность автомобиля.
Внутренний тюнинг авто – это внутренняя декоративная
отделка, обивка салона, руля и сидений, а также
установка дополнительных приборов и подсветки.
Тюнинг часто затрагивает устройства автомузыки,
которые на сегодняшний день являются практически
обязательными в каждом автомобиле. Далее следуют
изменения, касающиеся агрегатов и узлов машины:
изменение коробки передач с измененными
передаточными числами, а также замена редукторов.
Могут быть использованы элементы усиления кузова,
установка спортивной тормозной системы и сцепления,
а также модернизация воздушного фильтра и выхлопной
системы.
Выпускные системы двигателей и глушитель – одна из
самых популярных тем, когда речь заходит о тюнинге,
так как установка спортивных выхлопных систем
способна придать двигателю автомобиля дополнительную
мощность. Подобные технические изменения не требуют
комплексной перестройки всей системы автомобиля, так
как современные автомобили допускают смещение
технических параметров в определенном диапазоне.
Более углубленным этапом тюнинга является установка
сверхмощных легких двигателей, а также коробки
передач с улучшенными характеристиками.
Технический автотюнинг включает в себя, в частности,
модернизацию тормозной системы, так как именно
тормозная система играет решающую роль во внештатных
дорожных ситуациях. На сегодняшний день все больше
автомобилей оснащается дисковыми тормозами, хотя
отечественные автомобили продолжают оснащаться
задними барабанными тормозами.
Самое главное в автотюнинге – это не превращать свой
автомобиль в набор ненужных аксессуаров и
разукрашивать его на все лады. Хотя в последние годы
все чаще отдается предпочтение внутреннему тюнингу,
так как внешние атрибуты и вид автомобиля уже
настолько продуманы современными автопроизводителями,
что добавление лишних деталей (к примеру, яркой
аэрографии) может испортить все впечатление.