АВАРИЯ (итал. avaria, от арабского авар -
повреждение, ущерб) - дорожно-транспортное
происшествие, повреждение, ущерб, неожиданный выход
из строя машины, транспортного средства; опасное
техногенное происшествие, создающее на объекте,
определенной территории угрозу жизни и здоровью
людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений,
оборудования и транспортных средств, нарушению
производственного и транспортного процесса, а также
нанесению ущерба окружающей природной среде.
Первой аварией на механическом транспорте можно
считать аварию, случившуюся с паровой телегой
французского изобретателя Кюньо. Выехав в один из
пробных рейсов на паровом автомобиле и не
справившись с управлением, он врезался в каменный
забор. Котел паровой телеги упал на землю и
взорвался с "грохотом на весь Париж", а самого Кюньо
отправили в больницу. Как только на дорогах России
появились первые автомобили, с ними стали
происходить аварии. Вот что сообщал журнал "Циклист"
за сентябрь 1900 г. писал о дорожном инциденте в
Москве с участием автомобиля:"24 сентября лошадь
извозчика Афанасия Захарова, проезжая по проезду
Никитского бульвара, испугалась автомобиля,
бросилась в сторону, опрокинула пролетку и помчалась
к Никитским воротам. Стоящий здесь околоточный
надзиратель бросился к лошади, поймал ее за вожжи,
но был сшиблен с ног, лошадь же, запутавшись в
упряжи, упала. Околоточный надзиратель получил
значительные ушибы, так же и Захаров. Это, кажется,
первый в Москве автомобильный инцидент".
Аварийность в городах и на дорогах России является
одной из серьезнейших социально-экономических
проблем. За период с 1999 г. по 2003 г. в стране
произошло около 1 млн. дорожно-транспортных
происшествий (ДТП), в которых погибли и получили
ранения более 1 млн. 200 тыс. человек. Ежегодно в
России погибают около 30 тысяч человек, получают
ранения свыше 180 тыс. человек, из которых более 10
тысяч становятся инвалидами. В среднем на каждые 100
тыс. жителей 170 человек оказываются пострадавшими в
ДТП. Дорожно-транспортная аварийность наносит
огромный ущерб экономике России. Ежегодный общий
ущерб от ДТП составляет около 200 млрд. рублей, что
соответствует потере 4 - 5% валового национального
продукта.
Считается, что в XX столетии на дорогах мира погибло
в дорожных происшествиях 30 млн. человек.
АВТОДРОМ (происходит от слов автомобиль и
греческого dromos - место для состязаний) -
территория, предназначенная для проведения
скоростных автомобильных соревнований и испытаний
автомобилей.
Сооружать для автомобильных соревнований и испытаний
специальные скоростные дороги, изолированные от
движения транспорта и зрителей, начали в начале XX
столетия, участились случаи жертв зрителей при
съезде автомобилей с трассы.
В ряде стран в этот период были построены треки в
Англии - Бруклендский трек (1906), в США - трек в г.
Индианаполисе (1907), в Италии - трек Монца (1910),
во Франции - трек близ г. Монлери (1924). Обычно
автодром имеет - трек для гонок длиной 3-10 км и
шириной 10-18 м. Также на автодроме предусмотрены
трибуны для зрителей и специальная площадка для
фигурного вождения автомобилей или мотоциклов.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛУБ - общественная и
добровольная организация автомобилистов. После
начала активного развития автомобилизации в ряде
стран были образованы автомобильные клубы. Во
Франции "Автомобильный клуб Франции" был основан 12
ноября 1895 г. по инициативе графа де Диона.
Американcкая Автомобильная Аccоциация (ААА) была
основана 4 марта 1902 г. В Германии первый
автомобильный клуб (АДАК) был создан в 1903 г. в г.
Штутгарте и имел до 1911 г. название Германcкое
объединение водителей. Официально о создании
Императорского Российского автомобильного общества
(РАО) было объявлено 12 декабря 1904 г.. Его приинял
под свое покровительство Великий князь Михаил
Александрович.
В дореволюционной период в России действовало более
20 спортивно-общественных организаций по
автомотоспорту. В Москве автомобильный клуб был
основан 20 марта 1900 г. - "Московский клуб
автомобилистов", и получивший название 1-й Русский
автомобильный клуб в Москве. Клуб оформлял
разрешение на право езды по Москве, явился
организатором стоверстной гонки в Москве, а члены
клуба принимали деятельное участие во многих
мероприятиях, связанных с автоспортом. Осенью 1911
г. Клуб начал расстановку первых дорожных знаков,
вначале по Петербургскому шоссе до деревни
Безбородково, а потом по другим шоссейным дорогам
Московской губернии.
После февральской революции 1917 г. Императорское
российское общество было переименовано во
Всероссийское автомобильное общество (ВАО). В 1973
г. постановлением Совета Министром РСФСР было
создано Всероссийское добровольное общество
автомотолюбителей.
Наряду с общественными клубами (организациями)
автомобилистов были образованы и клубы
автомотостарины. Первым клубом старинных автомобилей
в Москве является клуб "Следопыты автомотостарины" (САМС).
Он был организован в 1975 г. при Московском
городском союзе автомобилистов (МГСА). В клубе в
90-х годах насчитывалось более 300 членов и 250
единиц техники.
АВТОМОБИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ
- промышленное объединение по производству
автомобилей и запчастей к ним. В настоящее время на
планете насчитывалось несколько сотен автомобильных
компаний, в том числе более 240 фирм, производящих
легковые автомобили.
В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на
предприятиях нескольких компаний. Так, в США на долю
"большой тройки" ["Дженерал моторс" (General Motors),
"Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)]
приходилось свыше 90% всего производства
автомобилей; в ФРГ ["Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk),
"А. Опель" (A. Opel), "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)],
во Франции ["Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot
Automobiles), "Ситроен" (Citroen); в Италии "ФИАТ (FIAT),
"Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия); В Японии свыше
2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на
предприятиях фирм: Тойота мотор" (Toyota Motor), "Ниссан
мотор" (Nissan Motor), и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi
Heavy Industries).
АВТОШКОЛА - форма
подготовки водителей для последующего сдачи экзамена
в ГИБДД. Обучение в автошколах длится обычно 2-3
месяца, обучающие проходят теоретическую подготовку
по устройству автомобиля, знаниям Правил дорожного
движения, основам управления транспортным средством
и правилам оказания первой медицинской помощи.
Практический курс вождения автомобиля составляет 28
часов.
Согласно действующим квалификационным требованиям к
водителю транспортного средства водитель категории
"В" должен уметь:
- управлять легковым автомобилем в различных
дорожных и метеорологических условиях;
- соблюдать Правила дорожного движения, уверенно
действовать в сложной дорожной обстановке и не
допускать ДТП;
- проводить контрольный осмотр автомобиля перед
выездом и ежегодное техническое обслуживание;
- устранять возникающие во время работы мелкие
эксплуатационные неисправности, не требующие
разборки механизмов;
- оказывать самопомощь, и первую помощь пострадавшим
при ДТП и соблюдать требования по их эксплуатации.
Водитель транспортного средства категории "В" должен
знать:
- назначение, расположение, устройство, принцип
действия основных механизмов и приборов легкового
автомобиля;
- Правила дорожного движения;
- признаки неисправностей механизмов и приборов
автомобиля, возникающих в пути и их устранение на
основе Перечня неисправностей и условий, при которых
запрещается эксплуатация транспортного средства;
- приемы и последовательность действия при оказании
первой медицинской помощи при ДТП;
- порядок выполнения контрольного осмотра автомобиля
пе6перд выездом и работ по его ежедневному
техническому обслуживанию;
- правила техники безопасности о проверке
технического состояния автомобиля, устранению
неисправности и выполнении работ по техническому
обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными
материалами (бензином, электролитом, маслами);
- ответственность за нарушение административного,
уголовного кодексов, Правил дорожного движения,
правил эксплуатации автомобиля и загрязнение
окружающей среды.
Одна из первых автомобильных автошкол в России были
открыты в конце 1907 г. В С.-Петербурге при торговом
доме Фокина. В Москве в 1909 г. начали работать
"Курсы шоферов" инженера-техника П.Г.Воронина.
На этих курсах был разработан устав (правила), где
было сказано, что целью курсов является подготовка
"лиц, могущих управлять различного рода для
перевозки людей и грузов автомобилями и моторными
лодками, а также производить их ремонт и
монтировку". Кто хотел научить и получить право на
управление автомобилем должен был выплатить немалую
по тем временам сумму - 200 рублей. На курсы
принимались только грамотные люди, достигшие 18 лет,
обладающие хорошим зрением и слухом. Вся остальная
процедура обучения мало чем отличалась от нынешней -
занятия в классах, изучение узлов автомобиля,
практическое вождение. Обучение продолжалось от 3 до
5 месяцев. После удачно сданных экзаменов курсанты
получали свидетельства об окончании шоферских
курсов.
АВТОСАЛОН - выставка
автомототехники и ее аксессуаров. В настоящее время
практически во многих странах проходят автосалоны.
Ряд из них имеют особый статус, и признаны
ассоциацией автопроизводителей (OICA). Наиболее
известные: Женевский, Парижский, Детройтский,
Франкфуртский.
Каждый салон имеет свою специфику. Так, например, в
Женеве и Детройте демонстрируются перспективные
(концептуальные) разработки в области дизайна
автомобиля. На Парижском – серийные модели и
последние дизайнерские решения. На Франкфуртском -
последние разработки коммерческих автомобилей
(грузовики, пикапы, автобусы)
В числе автомобильных выставок, признанных OICA,
является Российский автосалон, который проводится в
Москве по нечетным годам (1999,2001,2003… гг.). По
четным годам 2000, 2002,2004… гг. в Москве
проводится Московское Международное Мотор-Шоу.
Впервые международный автосалон состоялся летом в
1989 г. в Париже в парке Тюильри. Инициатором
автосалона был Автомобильный клуб Франции. На
выставке, длившейся 20 дней, побывало 140 тыс.
посетителей. На выставке экспонировались машины и
оборудование 77 фирм. Среди них были пионеры
автомобилестроения: заводы "Бенц", "Даймлер", "Делае",
"Панар-Левассор", "Пежо".
Первая автомобильная выставка в России "Первый
русский салон" прошел с 19 мая по 4 июня 1907 г. в
С.-Петербурге. в большом Михайловском манеже (сейчас
- Зимний стадион). В салоне приняло участие более 20
фирм из разных стран. В 1910 г. в С.-Петербурге с 15
по 29 мая прошла 3-я международная автомобильная
выставка, на которой экспонировалось ровно 100
автомобилей разных марок и моделей. Автомобилю "Руссо-Балт"
была присуждена большая золотая медаль.
26-30 августа 1992 г. в Москве на территории бывшего
ВДНХ впервые после большого перерыва (после 1913 г.)
прошла международная московская автомобильная
выставка. На ней были представлены легковые и
грузовые автомобили, мотоциклы и другие изделия. На
1-ом Моcковcком международном автосалоне за 5 дней
побывало 260 тыc. человек. На выставке показали свою
продукцию около 100 компаний из США, Японии, Франци.
|