ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - комплекс, мер
направленных на снижении вредных последствий
современного промышленного производства и выбросов в
атмосферу. Автомобиль стал одним из основных
источников загрязнения окружающей среды. В крупных
городах его вредные выбросы в несколько раз
превышают загрязнение воздуха промышленными
предприятиями. Токсическими выбросами двигателей
являются отработавшие и картерные газы, пары топлива
из карбюратора и топливного бака. Загрязнение
воздуха вредными выбросами автомобилей в конце ХХ
века стало одной из глобальных экологических
проблем. Путь ее решения только один - автомобиль
должен стать экологически чистым.
Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу
в составе отработавших газов, зависит от общего
технического состояния автомобилей и особенно от
двигателя - источника наибольшего загрязнения. Так,
при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО
увеличиваются в 4 - 5 раз.
Применение этилированного бензина, имеющего в своем
составе соединения свинца, вызывает загрязнение
атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями
свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с
этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с
отработавшими газами, из них 30% оседает на земле
сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой
автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 - 3
кг свинца в год.
В Моcкве cуммарный годовой объем выбраcов в
атмоcферу вредных вещеcтв cоcтавляет 1,2 млн. тонн.
Средний автомобиль пройдя 15 тыс. км выделяет в
атмосферу 3250 кг углекислого газа, 93 кг
углеводородов, 27 кг окислов азота. Один автомобиль
выбраcывает за год c отработавшими газами в cреднем
в атмоcферу 1 кг cвинца.
В Москве один легковой автомобиль при среднем
пробеге выбрасывает в атмосферу 600 кг СО. За
поcледние 30 лет в городе загрязнение окружающей
cреды возроcло в 10 раз, причем на автомобильный
транcпорт ежегодно приходитcя cвыше 800 тыc. тонн
вредных выбраcов в атмоcферу, что cоcтавляет около
68 % от общего экологичеcкого загрязнения.
Первые законодательные акты об ограничении
содержания токсичных веществ в выхлопных газах,
появились в Европе в 1971 г.
Все крупные автомобильные компании заняты поиском
решений экологических проблем, связанных с
автомобильным двигателем. Они постоянно
совершенствуют действующие и предпринимают шаги к
созданию новых моторов с наиболее полным сгоранием
топлива. Результат этой работы налицо. Современные
автомобили ведущих фирм Европы и США выбрасывают в
атмосферу в 10-15 раз меньше вредных веществ, чем
автомобили восьмидесятых годов. Этому в значительной
степени способствовали такие нововведения, как
двигатели, работающие на переобедненных смесях,
многоклапанные системы газораспределения, впрыск
топлива вместо карбюраторного смесеобразования,
электронное зажигание. При пуске холодного двигателя
в современных карбюраторах используются автоматы
пуска и прогрева. На режимах торможения двигателем
применяют экономайзер принудительного холостого хода
- клапан, отключающий подачу топлива. Большое
внимание уделяется подбору обедненных регулировок
дозирующих систем карбюратора. На двигателях с
впрыском топлива появились электронные системы
коррекции состава горючей смеси в зависимости от
температуры, климатических и других условий. Система
термостатирования воздуха, поддерживающая его
температуру на входе в двигатель, создает
оптимальные условия для приготовления горючей смеси.
Система зажигания с высокой энергией разряда свечи
повышает надежность воспламенения смеси, особенно на
режимах холостого хода.
Для уменьшения выброса оксидов азота используется
также рециркуляция - перепуск части отработавших
газов из выпускного трубопровода во впускной.
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОРОГИ - степень
соответствия нормативным требованиям переменных
параметров и характеристик дороги, инженерного
оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе
эксплуатации в результате воздействия транспортных
средств, метеорологических условий и уровня
содержания.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ – совокупность
имеющихся в автомобиле электрических приборов и
устройств. Система электрооборудования включает
аккумуляторную батарею, генератора, стартер, приборы
для воспламенения топливовоздушной смеси,
осветительные и сигнальные устройства.
|