ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ – нарушения нормального
функционирования элементов и участников дорожного
движения, т.е. их состояния, качества, отказы,
действия (бездействия), ошибки, которые могут
привести к опасным ситуациям и (или) к ДТП. В
частности, к таким факторам относятся факторы,
снижающие возможности компенсации опасности,
благополучного выхода из опасной ситуации, и факторы
усугубляющие последствия ДТП.
К факторам опасности относятся события и явления
природного характера (погодно-климатического),
усложняющие процесс управления движением
транспортного средства, приводящие к опасной
ситуации, усложняющие действия по предупреждению ДТП
в опасной ситуации.
ФАРА (франц. phare - маяк, огонь маяка, от
греч. Pharos - Фарос, остров близ Александрии,
известный в древности своим маяком) - лампы
транспортного средства головного света для освещения
дороги.
Любая автомобильная фара состоит из корпуса,
отражателя, рассеивателя и источника света, которым
обычно служит лампа накаливания или газоразрядная
лампа. Иногда отражатель, рассеиватель и источник
света объединены в неразъемную конструкцию,
называемую лампа-фара. Ее преимущество состоит в
том, что раскаленная спираль находится в большом
объеме газа, и за счет этого лампа лучше
охлаждается.
Ее оптический элемент состоит из стального
отражателя, покрытого тонким слоем алюминия,
источника света в виде одно или чаще 2-нитевой лампы
накаливания и рифлёного стекла - рассеивателя света.
Нить, расположенная в фокусе отражателя, даёт
дальний свет, направленный вдоль полотна дороги;
нить малой мощности смещена от фокуса вверх налево и
даёт световой пучок, направленный вниз и вправо, -
ближний свет. Такое асимметричное распределение
света снижает опасность ослепления водителей
встречных транспортных средств и улучшает
освещённость правой стороны дороги.
Все фары по конструкции можно разделить на две
группы: с подвижным или неподвижным рассеивателем. У
первой группы корпус фар неподвижен относительно
кузова, а отражатель с рассеивателем и лампой может
наклоняться вверх-вниз и поворачиваться
вправо-влево. Направление светового пучка
регулируется обычно двумя винтами, расположенными на
корпусе фары снаружи. В фарах с неподвижным
рассеивателем направление светового потока тоже
задается положением отражателя и лампы, но
регулировочные винты защищены от грязи и воды,
поскольку обычно находятся под капотом.
Категории фар обозначаются следующими образом: С -
ближний свет; R - дальний свет; Н - только с
галогенной лампой; PL – пластмассовый рассеиватель;
S - цельностеклянный оптический элемент
(лампа-фара); В - противотуманная фара.
Считается, что правильная установка фар на новом
автомобиле нарушается через 10-15 тыс. км пробега.
Фары имеют белый свет. До недавнего времени лишь во
Франции свет фар был желтым. Такой свет фар был
введен во Франции в 1936 г. это было сделано главным
образом для того, чтобы отличать французские машины
от немецких.
На первых автомобилях фар не было. Поначалу
пробовали использовать для освещения дороги
керосиновые фонари. Но они давали слишком мало света
и решали, скорее, проблему обозначения габаритов
автомобиля, а не освещения дороги. Значительно лучше
с этой задачей справлялись ацетиленовые светильники,
которые к началу ХХ века успешно использовали как
паровозные прожекторы. Такие же прожекторы, только
меньшего размера, начали ставить на автомобили. Бак
для получения ацетилена из карбида кальция
устанавливали на подножке со стороны водителя. Чтобы
включить фары, приходилось вручную открывать кран
подачи ацетилена, выходить из машины, открывать фары
и зажигать в них горелки спичкой. В начале 1920-х
годов на автомобилях стали появляться электрические
фары. Они в это время представляли собой обычный
прожектор и даже при сравнительно небольшой мощности
ламп (не более 30-40 Вт).
ФИЛЬТР (франц. filtre, от позднелат. filtrum,
буквально - войлок) - устройство для очистки
топлива, воздуха, масел в автомобиле. Любой фильтр -
это сосуд, разделенный на две части фильтрующей
перегородкой. Между частями фильтра создается
разность давлений, под действием которой жидкость
(газ) проходит через перегородку, задерживающую
твёрдые частицы.
|